Золотые яйца: как из пятидесяти перепелок сделать пятьдесят тысяч

Основатель компании "Золотая перепелочка" Олег Сопиленко о том, как студенту заложить основу крупной компании, как продавать товар, не тратясь на маркетинг, и почему реклама водки может перевернуть рынок мяса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Возможно, Олег Сопиленко мог бы стать великим ученым. Но быстро разочаровавшись в системе украинского медицинского образования, он стал искать другие возможности самореализации. Так бардак в медицинской сфере косвенно помог появиться одной из самых успешных в Украине компаний по производству перепелиных яиц.

Случайный птичник

Но прежде чем заняться перепелками, Олег Сопиленко перепробовал много других бизнесов: занимался перевозками, оказанием финансовых услуг и так далее. Перепелиный бизнес в первые годы своего существования больше походил на хобби.

"Мне было интересно попробовать разводить перепелок. Поэтому я как-то сел за руль и поехал из Львова в Киев за птицами. Купил пятьдесят штук и шесть клеток, рассчитанных на триста перепелок. И повез их на заднем сидении во Львов. А на переднем в это время ехал мешок с кормом", — вспоминает Олег. Старт бизнеса обошелся ему в сто долларов за стеллаж с клетками, пятьсот гривень за птиц и сто гривень за мешок корма на месяц.

Первые перепелки жили практически на правах домашних любимцев. Олег разместил их в подсобном помещении офиса, расположенном в девятиэтажном жилом доме и принадлежащего его отцу. "Я приезжал туда утром, перед институтом, смотрел, все ли в порядке с птицами, а затем приезжал после института и кормил, убирал, регулировал температуру — в общем, делал все необходимое по уходу за птицами", — рассказывает Олег. На первых порах он обходился без помощников — только иногда, когда молодой студент не успевал заехать к птицам физически, просил помочь родственников.

На "птичьих правах" перепелки прожили около трех месяцев, затем из родного городка Олега, Новояворска, переселились в большой сарай, размещенный возле дома его бабушки в поселке Каменобродск.

Несмотря на то, что пятьдесят птиц размножились к тому времени до полутора тысяч, перепелиный бизнес продолжал жить на дотации от других занятий Олега, который жил "на три города" — между несколькими работами и институтом.

"Тогда я учился и занимался еще двумя проектами, которые меня кормили. С клиентами встречался между парами, потом ехал к бабушке заниматься птицами", — вспоминает Олег.

Сократить количество дел ему пришлось не по своей воле: принятый в 2010-м году Налоговый кодекс изменил правила оказания финансовых услуг предпринимателями, и чтобы не быть вынужденным преступать закон, но при этом и не нести убытки, Олегу Сопиленко пришлось отказаться от других работ и инвестировать в перепелок все накопленные до этого сбережения.

Купив часть мощностей колхоза в Каменобродске, он занялся переоборудованием телятников, покупкой оборудования и заключил договор с заводом "Нежинсельмаш", на которым были изготовлены специальные производственные линии для перепелок.

Легкий сбыт

"Золотыми" перепелки Олега стали с легкой руки одного из его партнеров. "Он увлекался фэн-шуем и убедил меня, что в названии должно быть что-то, напоминающее о деньгах или золоте", — смеется Сопиленко. Судя по успешности развития компании, с названием друг не промахнулся.

Несмотря на то, что разведение перепелок — один из бизнесов, которые часто советуют в сети начинающим бизнесменам, Олег Сопиленко предостерегает браться за него не подумав: "Это красиво звучит только в статьях — "золотые яйца", "легкий бизнес". На самом деле, тут есть множество подводных камней, которые нужно учитывать". Чтобы птицы хорошо неслись, в птичнике должен быть правильно подобран свет, отрегулировано движение воздуха и температурный режим. Кормить птиц нужно правильным комбикормом и не забывать про воду — в общем, пока разберешься, набьешь не одну шишку, предостерегает Сопиленко.

Но зато разобравшись, найти сбыт на продукцию довольно просто. "Когда мы только начинали работать, яиц на рынке практически не было, и я продавал их в несколько магазинов, которые брали их оптом. Тем более, что в розницу времени продавать у меня все равно не было", — вспоминает Сопиленко. Первыми продукцию молодого предпринимателя брали львовские супермаркеты, чуть более чем через год был заключен контракт с сетью МЕТРО.

На маркетинг компания тратит примерно 5% от своего оборота, преимущественно рекламируя свою продукцию внутри магазинов с помощью флаеров, рекламных носителей, объявлений по радио. "Доктору Комаровскому, чтобы он сказал, что яйца — очень полезный продукт, мы, конечно, не платим. Но клиентам в магазине надо напоминать о продукте", — смеется Сопиленко. Хотя, по его словам, в Украине уже есть культура потребления перепелиных яиц, которые если еще и не вошли в повседневный рацион всех и каждого, то уже перестали быть деликатесом или экзотикой.

В 2013 году рынок вообще совершил резкий скачок. Как ни странно, благодаря выводу на рынок водки "Перепелка", владельцы которой еще не начав рекламировать себя, выпустили рекламный ролик, в котором одетый в белый халат человек выпивает с тостом "На здоровье" перепелиное яйцо, после чего через весь экран пробегает перепелка. Неизвестно, как ассоциация с яйцами повлияла на продажу водки, но продажи яиц выросли после этого в пять раз.

Если в ноябре "Золотая перепелочка" продавала примерно 600 тысяч яиц в месяц, то сейчас — 350-400 тысяч (ухудшение экономической ситуации в связи с прошедшей революцией и теперешними конфликтами на востоке страны снизило спрос на яйца). Однако Олег надеется вернуться как минимум к "дореволюционным" показателям как только ситуация в стране стабилизируется.

Попутные рынки

"У нас на ферме сейчас 50 тысяч несушек, и раз в два месяца мы начинаем выращивать на мясо еще 60 тысяч птиц", — рассказывает Сопиленко. Кроме яиц, "Золотая перепелочка" производит еще и перепелиное мясо. Около пяти тонн этой продукции ежемесячно поступает в супермаркеты МЕТРО.

"Спрос на него, правда, пока не очень высокий. Когда мы договаривались о поставках, руководство супермаркетов уверяло, что мясо будут разбирать очень быстро. Поэтому мы, собственно, и запустили этот проект. Как это часто бывает, на практике все оказалось не так радужно", — рассказывает Олег. Однако отказываться от производства этой продукции он не собирается. Даже наоборот — вместе с присоединившимся к нему в 2012 году Андреем Дишуком ищет новые рынки сбыта. И небезуспешно: в частности, сейчас партнеры ведут переговоры с одним из крупнейших производителей майонезов о выпуске соуса на основе перепелиных яиц.

Будущее у рынка перепелиных яиц большое. Обеспечивает его мода на здоровую пищу с низким содержанием холестерина и на фитнес, требующий потребления большого количества белковых продуктов, а также рост количества аллергиков (куриный белок и мясо являются сильным аллергеном). Кроме того, постепенно потребители привыкают, что перепелиные яйца — это практически повседневный продукт, да и перепелиное мясо все чаще появляется на полках в супермаркетах.

"Когда мы только выкупили ферму, в Украине еще не было подобных ей, где одновременно содержалось бы 100 тысяч перепелок. Сейчас есть объекты и на 300 тысяч", — рассказывает Олег Сопиленко. По его оценкам, "Золотая перепелочка" сейчас находится примерно на пятом месте в Украине по объему производимого мяса. Лидер — черкасская компания "Продовольственный альянс".

"Главная беда крупных ферм — мелкие производители. Примерно такие, каким был и я сам — несколько сотен перепелок и поставки в пару супермаркетов. У них меньше расходов, и они могут позволить себе демпинговать", — описывает ситуацию на рынке Олег. Поэтому логичный путь развития, который видят для себя владельцы "Золотой перепелочки", — пытаться выйти на европейский рынок. Что может оказаться вовсе не несбыточной мечтой, учитывая высокую вероятность подписания ассоциации с ЕС с последующим подписанием соглашения о зоне свободной торговли.

Надежда Бегун, менеджер по маркетингу "Киевстар Бизнес":

Для такого бизнеса, как у Олега, мы рекомендуем подключать пакет услуг "Моя визитка", который позволяет создать мини-офис прямо в мобильном телефоне. Также здесь не обойтись без мобильного и фиксированного интернета и корпоративной связи.

Вместе с ростом бизнеса растет и штат сотрудников предприятия. Для работы с розничными сетями, с поставщиками кормов и другими партнерами приглашаются специалисты по продажам, специалисты по закупкам, маркетологи и т.д. И нередко офис такого предприятия размещается вблизи производства. В таком случае становится вопрос, как обеспечить подобный офис всеми необходимыми средствами коммуникации — а это интернет, городская телефонная линия, факс. С помощью мобильной связи можно решить большую часть таких вопросов.

Интернет в офисе можно обеспечить с помощью GSM-модема, а если нужна высокая скорость — подключить выделенный канал от ближайшей базовой станции "Киевстар".

Городской телефон можно включить в качестве дополнительного номера к основному мобильному.

Принимать факсы поможет услуга "Факс на e-mail", с помощью которой любой факс, отправленный традиционным путем, т.е. звонком на номер для приема факсов, будет автоматически отсканирован и переслан на электронную почту.

И главное — партнеры и клиенты знают номера сотрудников вашей компании. Поэтому важно сохранять эти номера, особенно в случае, если ваш специалист по продажам переходит на работу к конкуренту. Корпоративная мобильная связь решает эту задачу и помогает сохранить контакты при кадровых изменениях.